О введении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора)

В ноябре текущего года в целях своевременного информирования работодателей электроэнергетики Объединение РаЭл подготовило, и направило членским компаниям Объединения информационную справку о новеллах в законодательстве в связи с введением риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) с необходимыми пояснениями.

Информационная справка подготовлена в связи с тем, что с 1 января 2018 года в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) будет применяться риск-ориентированный подход.

Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) устанавливается определенная категория риска или определенный класс (категория) опасности.

Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности и устанавливается в соответствии с положением о виде государственного контроля (надзора).

Проведение плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществляется со следующей периодичностью:

— для категории высокого риска — один раз в 3 года;

— для категории значительного риска — один раз в 4 года;

— для категории среднего риска — не чаще чем один раз в 7 лет;

— для категории умеренного риска — не чаще чем один раз в 10 лет.

 В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение в году проведения проверки установленного периода времени с даты:

— ввода объекта защиты в эксплуатацию;

— окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты.

По каждому виду контроля (надзора) разрабатываются проверочные листы (перечни вопросов), которые содержат вопросы, затрагивающие обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников.

С 1 октября 2017 года должны применяться проверочные листы для проверки работодателей, деятельность которых отнесена к высокой и значительной категории риска, остальных работодателей – с 1 июля 2018 года.

Внедрение риск-ориентированного подхода позволит не только повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности органов государственного контроля (надзора), но и снизить административную нагрузку на субъекты энергетики.