Рабочая группа РТК рассмотрела вопросы хода реализации «Развитие образования на 2013-2020 годы» и индексации заработной платы

На заседании Рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, состоявшемся 23 мая,  обсуждалась работа по  актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования с учетом положений профессиональных стандартов, а также вопросы индексации заработной платы. 

С информацией о реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» в 2017 году выступила директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России А.В. Хамардюк. Кроме того, были обсуждены вопросы, связанные с реализацией приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» и применения стандартов «Ворлдскиллс Россия». В ходе обсуждения представителям Минобрнауки было предложено уточнить и проинформировать членов и экспертов рабочей группы о правовом статусе стандартов «Ворлдскиллс». В докладе также прозвучала информация о ходе работы Минобрнауки России  над другими приоритетными проектами.

О ходе реализации «дорожных карт» изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения и социального обслуживания населения, культуры, образования и науки, в части оплаты труда работников, повышение заработной платы которых предусмотрено «майскими» указами Президента Российской Федерации 2012 года, участников проинформировали представители Минздрава России, Минобрнауки России, Минкультуры России и Минтруда России. Представители федеральных органов исполнительной власти отметили, что задачи, поставленные указами в области увеличения оплаты труда работников учреждений, финансируемых из государственного бюджета, в основном выполнены. Целевые ориентиры по среднемесячному доходу от трудовой деятельности с учетом допустимого отклонения выполнены в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Кроме того, выступающие отметили сокращение дифференциации в уровнях соотношений средней заработной платы работников бюджетной сферы и средней заработной платы по соответствующим регионам. Информация федеральных органов исполнительной власти принята к сведению.

Наибольшее внимание участников заседания привлек вопрос консультаций по проблемам индексации заработной платы и поддержания ее реального содержания (покупательной способности) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. С актуальной информацией выступили заместитель руководителя Правового департамента Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» Н.В. Анохина и заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России С.Ю. Горбарец.

По мнению общероссийских объединений профсоюзов, проблема индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги (далее – индексация), в первую очередь, связана с недостаточной правовой регламентацией данного процесса. Имеющиеся нормы законодательства, а также решения судов не обеспечивают безусловного выполнения этого требования всеми работодателями. Также представитель  стороны профсоюзов отметил, что особого внимания заслуживает вопрос индексации в бюджетных учреждениях. В силу прямого указания закона такие учреждения производят индексацию в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Проблема состоит в том, что на сегодняшний день отсутствует основополагающий нормативный правовой акт, регламентирующий порядок индексации в государственных и муниципальных органах, а также других бюджетных организациях. Необходимость в таком акте оправдывается наличием унифицированного подхода к регламентации бюджетного процесса на различных уровнях бюджетной системы, а также типологизацией систем оплаты труда в бюджетных учреждениях.

Представителями объединений работодателей было отмечено, что механизм индексации широко применяется при заключении соглашений и коллективных договоров. Кроме того, в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации Минтрудом России широко применяется механизм присоединения к соглашениям работодателей, не участвовавших в их заключении.

Индексация заработной платы обязательна как для работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов, так и для иных работодателей, поскольку представляет собой одну из основных государственных гарантий по оплате труда работников (ст.130 ТК РФ). Однако формальное применение прямой индексации всех выплат без учета показателей производительности труда, дифференциации оплаты труда специалистов разного уровня квалификации неэффективно.

Установление на законодательном уровне жестких сроков и размеров индексации заработной платы без учета экономических возможностей работодателя может привести к выплате части заработной платы по «серым схемам», риску сокращения рабочих мест и высвобождения работников, в ряде случаев к экономической несостоятельности и банкротству предприятий.

Начальник Управления по взаимодействию с органами власти С.К. Накропин отметил, что отрасли, уровень цен (тарифов) которых подлежит государственному регулированию, ограничены в возможности индексировать заработную плату работников тарифной политикой государства, выраженной в формуле «инфляция минус».

В результате обсуждения решено провести дополнительные консультации по этому вопросу и провести дополнительные консультации по подходам к проблемам индексации заработной платы и поддержания ее реального содержания (покупательной способности) в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги на площадках социальных партнеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *