Внесение изменений в приказ Минздрава РФ об обязательных медицинских осмотрах работников стал ключевым на заседании рабочей группы РТК по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности

07 июня 2018 года в Доме Правительства Российской Федерации состоялось очередное заседание рабочей группы РТК по защите трудовых прав, охране труда, промышленной и экологической безопасности, в повестку дня которого были включены следующие вопросы:

– о проекте федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»;

– о проекте приказа Минздрава России «О внесении изменений в приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – проект приказа Минздрава России).

В заседании приняли участие представители объединений работодателей электроэнергетики, угольной промышленности, горно-металлургического комплекса России, атомной промышленности, энергетики и науки России, члены комиссии РСПП по индустрии здоровья, всероссийских объединений профсоюзов России различных отраслей промышленности. 

Открытие заседания рабочей группы – Ю.Г. Сорокин

Открыл заседание рабочей группы сопредседатель рабочей группы стороны работодателей, Президент Ассоциации «СИЗ» Ю.Г. Сорокин.

По первому вопросу о внесении изменений в Трудовой кодекс РФ выступила заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Т.М. Жигастова, которая сообщила, что проект федерального закона подготовлен на основании предложений работодателей угольной промышленности в целях урегулирования вопроса прохождения работниками, занятыми на подземных работах, медицинских осмотров (обследований) в начале дня (смены), а также в конце рабочего дня (смены) и дала разъяснения отдельных положений законопроекта.

Проектом федерального закона предлагается гармонизировать виды медицинских осмотров части 3 статьи 213 и 303.3 ТК РФ с видами медицинских осмотров подпунктов 4 и 5 пункта 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации». При этом расширены периоды времени для проведения данных медосмотров  «перед началом рабочего дня (смены)» и «послесменных, проводимых по окончании рабочего дня (смены)». Время прохождения указанных медицинских осмотров не включается в рабочее.

Законопроект дополнен положением о том, что порядок учета и оплаты времени прохождения медицинских осмотров перед началом рабочего дня (смены) и после окончания рабочего дня (смены) устанавливается в отраслевых соглашениях, заключенных на федеральном уровне социального партнерства и (или) коллективном договоре (или) локальном акте работодателя, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В ходе обсуждения законопроекта были высказаны мнения стороны работодателей о том, что данные изменения в настоящее время уже успешно внедряются в ряде крупных компаний угольной промышленности на уровне отраслевых соглашений. Представители стороны профсоюзов – Росуглепрофа высказали мнение о том, что внесение изменений в статью 303.3 ТК РФ  избыточно, так как в статье 185 ТК РФ полностью урегулирован вопрос оплаты прохождения всех медицинских осмотров и за работником сохраняется средний заработок по месту работы.

С учетом состоявшегося обсуждения законопроекта принято решение в целом одобрить законопроект, отметив особое мнение стороны профсоюзов.

По второму вопросу повестки дня участники заседания заслушали директора Департамента организации экстренной медицинской помощи и экспертной деятельности Минздрава России С.В. Полунина, который в своем сообщении доложил, что проект приказа Минздрава России был ранее рассмотрен на заседании рабочей группы РТК и новая редакция доработана с учетом поступивших замечаний и предложений от РСПП, Роспотребнадзора, стороны профсоюзов.

Ряд замечаний и предложений РСПП, направленных в Минздрав России, учтены в доработанном проекте приказа. Это коснулось, например, сроков направления работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда на первый обязательный медосмотр в центр профпатологии;  исключения из обязательных требований проекта приказа заверение печатью работодателя направления на медосмотр; возможности направления работника на внеочередной медосмотр после продолжительной болезни (временной нетрудоспособности).

С.В. Полунин дал также разъяснения по исключению предложения стороны профсоюзов о направлении в центры профпатологии работников, занятых на работах в допустимых условиях труда с классом условий труда 2, пояснив, что по результатам обязательных периодических медицинских осмотров и на основании медицинского заключения работодатель обязан направить работника на обследование, независимо от класса условий его работы в целях дальнейшей диагностики состояния здоровья работника, а также предупреждения профессионального заболевания.

 

Доклад С.В. Полунина
Обсуждение проекта приказа Минздрава России

Представители Стороны работодателей высказали замечания по неурегулированным вопросам организации центров профпатологии по месту нахождения работодателя или организации выездных медицинских осмотров, а также отслеживания стажа работы во вредных условиях труда работников в целях своевременного направления их в центры профпатологии при переходе из одной организации в другую.

Представитель Объединения РаЭл, руководитель Дирекции по регулированию вопросов охраны труда в электроэнергетике В.А.  Анкудинова  высказала мнение о том, что на современном этапе внедрения цифровых технологий в Российской Федерации возможно применить их в целях отслеживания состояния здоровья работников и создания единой медицинской базы, доступ к которой может быть предоставлен государственным клиникам, имеющим лицензию на проведение медосмотров работников. Цель внедрения такой базы – это исключение возможности сокрытия противопоказаний, в том числе инвалидности, при переходе работника из одной организации в другую.

В ходе обсуждения проекта приказа Минздрава России представителями объединений работодателей и объединений профсоюзов была отмечена значимость принимаемого нормативного правового акта.

По результатам обсуждения принято решение согласиться в основном с проектом приказа Минздрава России, а членам и экспертам рабочей группы РТК подать замечания и предложения в Минздрав России и секретариат РТК.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *