Поправки в Налоговый кодекс и проект федерального закона об изменении пенсионного возраста рассмотрены на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

16 июня 2018 года под председательством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой состоялось заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее-Комиссия). В работе Комиссии принимал участие Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, Министр финансов Российской Федерации А.Г. Силуанов.

Заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Заседание было посвящено рассмотрению пакета законопроектов, согласованных Правительством Российской Федерации 14 июня 2018 года и подготовленных для внесения в Государственную Думу Российской Федерации.  Указанные законопроекты были обсуждены 15 июля 2018 года на совместном заседании рабочей группы  по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы и рабочей группы в области экономической политики Комиссии.

О проектах федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации» участников заседания проинформировал заместитель Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунин.

Выступление заместителя Министра финансов Российской Федерации И.В. Трунина

Так, проектом федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»  предусмотрено повышение размера ставки НДС с 18 процентов до 20 процентов. Такое изменение вносится с целью привлечения в бюджет страны дополнительных средств для реализации национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года, что приведет по расчетам Правительства Российской Федерации к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд. рублей в год, начиная с 2019 года.

При этом отмечается, что изменения не коснутся социально значимых товаров и услуг, облагаемых по льготным ставкам в 10 и 0%.

Законопроектом также предлагается закрепить для основной категории плательщиков страховых взносов установленный в соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации в 2017 – 2020 годах тариф взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на бессрочный период.

Положения второго законопроекта направлены на приведение в соответствие с предлагаемыми изменениями в Налоговый кодекс положений действующего законодательства Российской Федерации.

 О результатах рассмотрения законопроектов на совместном  заседании рабочей группы  по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы и рабочей группы в области экономической политики участников проинформировала сопредседатель рабочей группы Комиссии в области экономической политики, вице-президент РСПП М.Н. Глухова. Она сообщила, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект федерального закона. Одновременно сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, принимая во внимание необходимость определения источников финансирования реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и национальных проектов, а также учитывая заявленный Правительством Российской Федерации целевой характер использования данных средств, прежде всего, на решение задач развития образования, здравоохранения и повышение пенсий, в основном поддерживает проект федерального закона.

Доклад сопредседателя рабочей группы Комиссии в области экономической политики, вице-президента РСПП М.Н. Глуховой

При этом работодатели в рамках работы по обеспечению стимулирующей роли налоговой системы и снижению административной нагрузки на бизнес в части налогового администрирования предлагают реализовать обсуждаемые в Правительстве Российской Федерации меры, в частности вывести движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств, из-под налогообложения налогом на имущество, снизить пороги для упрощенного возмещения НДС и т.д.

О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» участникам заседания доложил статс-секретарь- заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н. Пудов. Он сообщил, что проектом закона предусматривается постепенное, в течение 10 лет для мужчин (к 2028 году) и 16 лет для женщин (к 2034 году), увеличение общего пенсионного возраста до уровня 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно.

Выступление статс-секретаря- заместителя Министра труда и социальной защиты Российской Федерации А.Н. Пудова

Кроме того, в связи предлагаемыми изменениями законопроектом предлагается повышение возраста, по достижении которого будут назначаться некоторые иные виды пенсии, устанавливаемые в связи с достижением возраста. Повышение пенсионного возраста затронет только тех граждан, пенсия которым еще не назначена. Учитывая высокое социальное значение рассматриваемого вопроса, проектируемые изменения не затронут граждан, работающих на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда, в пользу которых работодатель осуществляет уплату страховых взносов по соответствующим тарифам, устанавливаемым по результатам специальной оценки условий труда, а также лиц, пенсия которым назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста по социальным мотивам и состоянию здоровья. Таким образом, по мнению Правительства Российской Федерации, предлагаемые законопроектом меры позволят достичь целевых показателей Стратегии развития пенсионной системы, направленных на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы Российской Федерации, позволят гарантировать долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, в том числе позволят обеспечить индексацию размеров пенсий выше уровня инфляции. По расчетам Минтруда России, данный шаг позволит увеличить размер годового дохода пенсионера на 12 тыс. рублей.

 О результатах рассмотрения законопроекта на совместном  заседании рабочей группы  по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы и рабочей группы в области экономической политики участников проинформировала сопредседатель рабочей группы Комиссии по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы, управляющий директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Е.Н. Феоктистова.

Выступление сопредседателя рабочей группы Комиссии по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы, управляющего директора по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Е.Н. Феоктистовой

Она отметила, что сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения профсоюзов, не поддерживает проект федерального закона.

В то же время сторона Комиссии, представляющая общероссийские объединения работодателей, концептуально поддерживая предложение о повышении пенсионного возраста, считает необходимым:

  • провести детальную оценку влияния предлагаемых мер на экономику, рисков и последствий реализации законопроекта для рынка труда, системы защиты от безработицы, включая пособия по безработице и переподготовку лиц старших возрастов;
  • предоставить актуарные расчеты и детальные статистические показатели, которые легли в основу законопроекта и подтверждают сбалансированность пенсионной системы в перспективе;
  • оценить бюджетные расходы на минимизацию рисков;
  • предоставить информацию о мерах, которые будут реализовываться в целях нивелирования рисков.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Объединения РаЭл С.К. Накропин.