Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений обсудила бюджет страны и бюджеты государственных внебюджетных фондов на 2019-2021 годы

19 сентября 2018 г. под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой состоялось заседание Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На заседании были рассмотрены проект бюджета Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также ряд иных нормативных правовых актов, необходимых для бюджетных проектировок на 2019 -2021 годы.

В начале заседания Министр экономического развития Российской Федерации М.С. Орешкин представил Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года. Он отметил, что параметры прогноза разработаны Минэкономразвития России в логике безусловного достижения национальных целей и ключевых приоритетов по улучшению качества жизни российских граждан, обозначенных в указе Президента Российской Федерации №204.

 Основные параметры прогноза обсуждались на совместном заседании рабочих групп Комиссии.

Об итогах обсуждения на рабочей группе участникам сообщила Вице-президент, управляющий директор Управления экономической политики и конкурентоспособности РСПП М.Н. Глухова.

Стороны приняли к сведению информацию Минэкономразвития России, обсудив в том числе вопросы оттока капитала, роста ключевой ставки Центробанка, поддержки промышленности, взаимосвязи роста производительности труда и повышения реальной заработной платы.

С сообщением о проекте федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов выступила первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Т.Г. Нестеренко.

Государственные расходы на социальную сферу возрастут в 2019 году на 7,1% и составят 6,6 трлн рублей, в 2020–2021 годах также будет отмечаться тенденция увеличения расходов по этому направлению. Расходы бюджета на социальные национальные проекты на ближайшие три года запланированы в сумме 2,8 трлн рублей, основными из них станут: 

  • национальный проект «Демография» (1,6 трлн рублей в 2019–2021 годах). В него войдут в том числе субсидии регионам на ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребёнка или последующих детей, средства на переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком в возрасте до трёх лет, расходы на создание дополнительных мест в организациях по дошкольному образованию в объёме, позволяющем создать не менее 255 тыс. новых мест для детей, и другие расходы.
  • национальный проект «Образование» – 347,6 млрд рублей. В него включены субсидии регионам на финансирование создания новых мест в организациях общего образования, а также на поддержку образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • национальный проект «Здравоохранение» (в проекте федерального бюджета на 2019–2021 годы заложено 697,7 млрд рублей).

В проекте бюджета также зарезервированы средства на реализацию еще ряда проектов, в настоящее время проходящих процедуру согласования и утверждения. Конкретные цифры будут включены в проект до 1 октября этого года.

М.Н. Глухова проинформировала участников об итогах рассмотрения проекта закона, состоявшегося накануне, 18 сентября, на совместном заседании рабочих групп Комиссии.

После обсуждения, в ходе которого были затронуты вопросы налогообложения движимого имущества, поддержки инфраструктуры арктических регионов, соблюдения региональных соглашений о минимальной заработной плате в субъекте Федерации и другие, стороны одобрили проект закона.

Председатель Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Дроздов проинформировал участников заседания о проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Основные характеристики бюджета Фонда по доходам и расходам в 2019-2021 годах определены в следующих объемах:При  этом  объём межбюджетного трансферта из федерального бюджета в бюджет фонда в 2019 году составит 3,32 трлн рублей, в 2020 году – 3,41 трлн рублей, в 2021 году – 3,31 трлн рублей. Средства федерального трансферта поддержат важнейшие направления социальных расходов Пенсионного фонда, среди которых федеральная социальная доплата к пенсиям, предоставление материнского капитала, выплаты отдельным категориям граждан согласно указам Президента.

При формировании доходной части продлен «мораторий» на 2021 год на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии.

Директор по корпоративной ответственности, устойчивому развитию и социальному предпринимательству РСПП Е.В. Феоктистова проинформировала об итогах рассмотрения этого вопроса на совместном заседании рабочих групп Комиссии 18 сентября 2018 г.

В результате обсуждения стороны согласились с представленным проектом закона. 

                                                                                                                                                      (в млрд. рублей)

 

Утверждено Законом о бюджете ПФР на 2018 год (05.12.2017 № 363-ФЗ )

 

 

Плановый период

 

2019 год

2020 год

2021 год

Доходы – всего

8 266,55

8 612,68

8 995,46

9 294,31

Расходы – всего

8 532,09

8 635,91

9 017,42

9 328,13

Дефицит (-) / Профицит, превышение доходов над расходами (+), всего

-265,54

-23,23

-21,96

-33,82

Источники покрытия дефицита:

средства пенсионных накоплений

106,57

23,23

21,96

33,82

Справочно:

       

Объем средств пенсионных накоплений на конец периода

 

 

1 106,39

1 076,50

1 054,53

1 020,72

 

О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» участников проинформировал Председатель Фонда социального страхования Российской Федерации А.С. Кигим.

Основные характеристики бюджета Фонда на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов стали:

                                         (в млн. рублей)

Показатели

2019

2020

2021

проект

проект

проект

Доходы – всего

752 953,2

782 728,2

792 555,8

Расходы – всего

741 007,8

787 439,1

823 916,0

Профицит (+) / дефицит (-)

+11 945,4

-4 710,9

-31 360,1

 

В части обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний бюджет Фонда формируется с профицитом в 2019 году в сумме 22 434,6 млн. рублей, в 2020 году – 23 712,1 млн. рублей и в 2021 году – 26 571,9 млн. рублей.

В связи с этим Е.В. Феоктистова в своем выступлении отметила необходимость прекращения субсидирования дефицита средств на выплаты по временной нетрудоспособности и в связи с материнством за счет использования профицита средств по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Стороны Комиссии, представляющие общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, поддержали предусмотренное проектом увеличение с 20 процентов до 30 процентов размера сумм страховых взносов, направляемых страхователем на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. В то же время ни работодатели, ни профсоюзы не согласны с целевым ограничением этих средств только на санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников предпенсионного возраста.

В результате обсуждения принято решение взять проект закона за основу и доработать ряд формулировок ко второму чтению закона в Государственной Думе.

О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» участникам доложила Председатель Федерального   фонда обязательного медицинского     страхования Н.Н. Стадченко.

Общий объем доходов бюджета Фонда планируется на 2019 год в сумме 2 098,2 млрд. рублей, на 2020 год – 2 349,9 млрд. рублей, на 2021 год – 2 495,8 млрд. рублей. По сравнению с основными характеристиками бюджета Фонда, одобренными Правительством Российской Федерации, общий объем доходов, рассчитанных в соответствии с прогнозом от 29 августа 2018 г., увеличился в 2019 году на 30,5 млрд. рублей, или на 1,5%, в 2020 году – на 78,5 млрд. рублей, или на 3,5%, в 2021 году – на 97,0 млрд. рублей, или на 4,0%. Указанный рост обусловлен ростом фонда заработной платы в 2019 году на 408 млрд. рублей, в 2020 году – на 519 млрд. рублей, в 2021 году – на 652 млрд. рублей. Кроме того, он обусловлен увеличением межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Фонда из федерального бюджета.

В структуре доходов бюджета Фонда поступления страховых взносов на ОМС с учетом недоимки в 2019 году составят 96,2%, в 2020 году – 89,6%, в 2021 году – 89,2%.

В соответствии с Федеральным законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий по организации ОМС на территориях субъектов Российской Федерации, в бюджете Фонда предусмотрены субвенции на 2019 год в сумме 2 068,5 млрд. рублей, на 2020 год – 2 225,5 млрд. рублей, на 2021 год – 2 371,8 млрд. рублей.

По сравнению с предыдущим годом прирост субвенций в 2019 году составит 198,1 млрд. рублей, или 10,6%, в 2020 году – 157,0 млрд. рублей (7,6%), в 2021 году – 146,3 млрд. рублей (6,6%).

В структуре расходов бюджета Фонда на долю субвенций приходится более 94%.

Запланированный размер субвенции обеспечивает размер подушевого норматива на 2019 год в размере 11 800,2 рубля, на 2020 год – 12 696,9 рубля, на 2021 год – 13 531,4 рубля. Указанный размер подушевого норматива учтен в проекте постановления Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Вопрос рассматривался на совместном заседании рабочих групп  Комиссии 18 сентября 2018 г. Стороны высказались за необходимость дополнительного рассмотрения проекта закона ввиду того, что ряд параметров, заложенных при расчете бюджета Фонда, не проходили согласования в рамках рабочей группы  по социальному страхованию, социальной защите, развитию отраслей социальной сферы Комиссии.  В частности, проектом федерального закона предусмотрен иной порядок расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В результате обсуждения принято решение дополнительно рассмотреть проект закона на заседании рабочей группы совместно с проектом закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг».

Кроме того, Комиссией одобрены следующие проекты нормативных правовых актов:

  • проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (проект одобрен на заседании рабочей группы по развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения 30 августа 2018 г.);
  • проект федерального закона «Об установлении минимального размера оплаты труда с 1 января 2019 года» (проект  одобрен на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения 29 августа с.г.) Проектом закона предлагается установить с 1 января 2018 года МРОТ в сумме 11 280 рублей в месяц, что составляет 100% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2018 года.
  • проект постановления Правительства Российской Федерации «О переносе выходных дней в 2019 году» (проект одобрен на заседании рабочей группы по доходам, заработной плате и уровню жизни населения 29 августа 2018 г.).

В заседании приняли участие Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный и начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации С.К. Накропин. Перед началом заседания в кулуарах Дома Правительства социальные партнеры сердечно поздравили А.В. Замосковного с состоявшимся накануне днем рождения.