В Государственной Думе РФ обсудили перспективы профессионально-общественной аккредитации

Использование результатов профессионально-общественной аккредитации при оценке качества образовательных программ необходимо, однако доверять можно лишь тем аккредитующим организациям, которые работают под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ и отобраны советами по профессиональным квалификациям.

К такому выводу пришли участники парламентских слушаний на тему «Правовое обеспечение государственной регламентации образовательной деятельности: проблемы и пути решения», состоявшихся 12 ноября в Государственной Думе РФ. В слушаниях приняли участие более 200 человек, представляющих органы государственной власти, образовательные организации и объединения работодателей.

Выступление Первого заместителя генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлии Смирновой

Ключевой темой слушаний стала профессионально-общественная аккредитация (ПОА). В соответствии со статей 96 закона «Об образовании в Российской Федерации» ПОА должны проводить работодатели, их объединения, а также уполномоченные ими организации. Отбор аккредитующих организаций осуществляют советы по профессиональным квалификациям, действующие под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ. Задача ПОА – определить, соответствует ли качество подготовки выпускников по реализуемой в конкретной образовательной организации образовательной программе требованиям профессиональных стандартов или нет. При этом ПОА не дублирует государственную аккредитацию, а дает возможность образовательному учреждению пройти процедуру проверки со стороны работодателей, получить их признание, «знак качества».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов отметил главные требования к ПОА – компетентность, объективность и прозрачность. Председатель Комитета по образованию и науке Госдумы Вячеслав Никонов обозначил главную, на его взгляд, проблему ПОА – ситуацию, когда аккредитующие структуры зачастую оказываются слабее, чем образовательные организации, проходящие аккредитацию.

Эту тему развил Валерий Горелик, председатель Совета по профессиональным квалификациям в индустрии красоты: «Нередко бывает так, что экспертов, проводящих аккредитацию, в учебных заведениях, да и профессиональном сообществе никто не знает. И проводят они эту «аккредитацию» по неизвестным критериям, не имеющим никакого отношения к профессиональным стандартам. Неудивительно, что в ряде случаев такая «аккредитация» или никак не влияет на качество обучения, или влияет негативно».

Председатель совета по профессиональным квалификациям в ЖКХ Александр Козлов обратил внимание участников слушаний на другие аспекты ПОА и предложил ввести для новых образовательных программ предаккредитационную экспертизу – в противном случае есть риск получить выпускников, не востребованных на рынке труда.

Первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова сообщила, что на сегодня в государственной системе мониторинга ПОА зарегистрировано более ста участников, многие из которых не являются работодателями, их объединениями, или уполномоченными ими организациями. Более трети участников не провели ни одной процедуры аккредитации и не имеют утвержденных порядков ее проведения. В связи с этим Юлия Смирнова отметила, что только аккредитаторы, действующие под эгидой Национального совета по профессиональным квалификациям при президенте РФ и соблюдающие установленные критерии и процедуры аккредитации, могут дать результаты, признаваемые работодателями.

«Система образования не должна оценивать сама себя, – заявила Юлия Смирнова. – Она имеет внешние запросы и внешнее финансирование, в связи с чем к оценке качества образования необходимо привлекать сообщества работодателей, требования которых должны быть интегрированы в критерии, с помощью которых систему образования оценивает государство. Один из важнейших критериев – соответствие результатов усвоения образовательных программ требованиям профессиональных стандартов».

«Интеграция профессионально-общественной и государственной аккредитации даст положительный эффект в тех сферах, где действуют профессиональные стандарты, и применительно к тем образовательным программам, которые ориентированы на рынок труда», – подчеркнула Юлия Смирнова.