Ассоциация «ЭРА России» приняла участие в обсуждении инициативы ФНПР об установлении минимальных тарифных ставок на уровне не ниже МРОТ

14 января 2019 года Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин провел совещание представителей сторон социального партнерства Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по вопросу поручения Президента Российской Федерации о проработке предложения Председателя ФНПР М.В. Шмакова о недопустимости установления окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда, высказанного на встрече с Президентом В.В. Путиным 9 ноября 2018 года.

По мнению ФНПР, из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. №38-П, посвященного  порядку начисления районных коэффициентов и процентной надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями для работников муниципальных образовательных учреждений, следует, что оклад (тарифная ставка), как составная часть заработной платы работников, должна составлять не менее минимального размера оплаты труда.

В свою очередь, заместитель Министра труда и социальной защиты Российской Федерации Л.Ю. Ельцова проинформировала, что согласно статье 133 Трудового кодекса Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже МРОТ. При этом структура заработной платы определяется организацией самостоятельно. Это полностью соответствует международным нормам и рекомендациям МОТ.

Работа по повышению заработной платы в бюджетном секторе экономики ведется по следующим направлениям:

повышение минимального размера оплаты труда;

повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г .

индексация заработной платы прочих работников бюджетной сферы.

Повышение МРОТ в 2018 году осуществлялось дважды: с 1 января 2018 г. МРОТ был установлен в сумме 9489 рублей, с 1 мая 2018 г. МРОТ был установлен в сумме 11 163 рубля (на уровне 100% фактического прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за II квартал 2017 года), суммарное повышение составило 43,1 процента.

В дальнейшем МРОТ ежегодно будет устанавливаться в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. С 1 января 2019 г. МРОТ установлен в сумме 11 280 рублей в месяц.

При этом в северных регионах районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате выплачиваются сверх МРОТ, что дополнительно повышает в этих регионах минимальный уровень заработной платы.

Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина сообщила, что при принятии решения о резком повышении МРОТ, предпринимательское сообщество поддержало эту инициативу при условии, что нормативная база в части структуры заработной платы не будет подвергаться изменению, и это не вызовет необходимость для работодателей менять сложившиеся системы оплаты труда в организациях. При этом  необходимо иметь в виду, что установление оклада (тарифной ставки) первого разряда на уровне МРОТ потребует изменения в целом систем оплаты труда в организациях путем повышения окладов у работников, у которых они ниже МРОТ, и соответствующей корректировки окладов остальных работников. В этих условиях выделение тарифной составляющей в структуре заработной платы нецелесообразно.

Начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин проинформировал, что в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации (далее – ОТС), системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются непосредственно в организациях в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При этом системы оплаты труда строятся с учетом минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, определенные работодателем (далее – ММТС). В целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, ММТС регулярно индексируется и на 1 января 2019 года составляет 8030 рублей. При этом следует иметь ввиду, что минимальная заработная плата работников организаций электроэнергетики, присоединившихся к ОТС, существенно выше уровня МРОТ, а средние заработные платы в организациях выше средних заработных плат соответствующего субъекта Российской Федерации.

Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилин сообщил, что постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 г. №38-П, на которое ссылается М.В. Шмаков, определено, что федеральный законодатель не обязан, а правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения оклада (тарифной ставки) первого разряда. При этом Правительство Российской Федерации намерено в дальнейшем добиваться улучшений в этом вопросе не путем внесения изменений в ТК РФ в части МРОТ, а путем совершенствования методики расчета прожиточного минимума в Российской Федерации.

В результате обсуждения принято решение поручить экспертам в области трудового права каждой из Сторон социального партнерства дополнительно проанализировать материалы по этому вопросу и внести на рассмотрение соответствующей рабочей группы РТК заключение о целесообразности внесения изменений в законодательство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *