Ключевым вопросом, рассмотренным рабочей группой ФАС России, стала проблема регулирования перекрестного субсидирования в электроэнергетике

15 февраля 2019 года состоялось заседание Рабочей группы ФАС России по вопросам тарифного регулирования в сфере электроэнергетики и жилищно-коммунального комплекса.

Начальник Управления регулирования электроэнергетики ФАС России Д.А. Васильев, открывая заседание группы, обратил внимание участников на такую проблему тарифного регулирования в электроэнергетике, как существование перекрестного субсидирования.

Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ дано определение «величины перекрестного субсидирования» как размера финансовых средств, который учитывается при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для потребителей (покупателей) на розничных рынках, но не учитывается при установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для населения и приравненных к нему категорий потребителей.

 Предельный объем перекрестного субсидирования утвержден Правительством Российской Федерации в 2014 году в объеме около 230 млрд.руб.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона об электроэнергетике  для каждого субъекта Российской Федерации Правительством Российской Федерации определена своя величина перекрестного субсидирования, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в свою очередь руководствуясь статьей 23.1 Закона об электроэнергетике, ежегодно устанавливают цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с учетом величины перекрестного субсидирования в своём регионе. При этом при установлении соответствующих цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов распределяют величину перекрёстного субсидирования между уровнями напряжения по собственному усмотрению, ввиду отсутствия в действующем законодательстве порядка распределения величины перекрестного субсидирования между уровнями напряжения.

В результате в 2015-2016 годах сумма перекрестного субсидирования снижалась, а в 2017-2018 годах опять стала расти и далее может приблизиться к предельной.

Таким образом в ряде регионов сложилась ситуация, при которой крупным потребителям электроэнергии стало выгодно переходить от сетей региональных операторов и подключаться к сетям ПАО «ФСК ЕЭС» или планировать создание собственных генерирующих мощностей.

В целях решения данной проблемы ФАС России разработало проект «Методических указаний по расчету величины и ставки перекрестного субсидирования, учитываемых в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии для потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, оказываемые территориальными сетевыми организациями и учитываемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям». Проект приказа ФАС России опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов  ID проекта 01/02/01-19/00087593. Общественное обсуждение проекта продлится до 27 февраля 2019 г.

По мнению ведомства, базовым принципом распределения перекрестного субсидирования по уровням напряжения должна быть равномерность (установление единой ставки перекрестного субсидирования для всех уровней напряжения). В итоге ФАС России планирует приближение ставки тарифов к экономически обоснованным значениям для соответствующих уровней напряжения и исключения политически обоснованных решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по государственному регулированию тарифов.

Участникам заседания предложено познакомиться с проектом приказа и представить свои замечания и предложения, если таковые появятся.

Кроме того, на заседании рассмотрен вопрос о государственном регулировании аренды опор линий электропередачи для размещения объектов связи. Свое видение по вопросу порядка определения состава затрат электросетевых компаний, включаемых в арендную плату при размещении волоконнооптических кабелей на опорах электропередач, высказали представители энергокомпаний (ПАО «Россети», ПАО «МРСК «Центра») и представители ПАО «Ростелеком».

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.