На круглом столе в ГосДуме на тему применения госрегулирования оплаты труда руководителей организаций позицию заявили объединения работодателей, включая Ассоциацию «ЭРА России»

19 февраля в Государственной Думе прошел круглый стол Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов на тему «Оплата труда руководителей организаций: государственное регулирование и практика его применения».

В обсуждении текущей ситуации в рамках выполнения норм Федерального закона № 347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ», принятого 3 июля 2016 года и установившего предельные размеры соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников ряда категорий организаций в пропорции 1 к 8, приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, представители Правительства РФ, ФНПР, Московской Федерации профсоюзов, а также отраслевых объединений работодателей и профильных кафедр и секторов ведущих российских вузов.

Со вступительным словом к участникам круглого стола обратился председатель Комитета Я.Е. Нилов. «В официальных правительственных документах отмечается, что на данном этапе не рассматривается целесообразность дополнительного законодательного регулирования в этой сфере, речь идет лишь о корректном выполнении уже принятых норм и анализе правоприменительной практики, – отметил он. – В то же время в обществе нередко самое пристальное внимание уделяется размеру денежного вознаграждения менеджеров госкорпораций. Члены Комитета разделяют озабоченность наших граждан. Именно с этим связано решение провести данное мероприятие с участием представителей Правительства, институтов гражданского общества».

Выступая с основным докладом, заместитель Министра труда и социальной защиты РФ Л.Ю. Ельцова подчеркнула, что в 2018 году в 96,7 % государственных и муниципальных учреждений соотношение средней заработной платы руководителей и средней заработной платы работников этих учреждений не превысило 4 раз. По ее словам, в целом по Российской Федерации соотношение средней заработной платы 10 % работников с наибольшей и 10 % работников с наименьшей заработной платой с 2000 года снизилось более чем в два раза до 14,1 раза. Замглавы Минтруда России добавила, что наибольший разрыв наблюдается в научной и технической сфере – 19,5%.

Глава департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ И.В. Безменов отметил, что заработная плата топ-менеджеров госкомпаний и госкорпорации формируется на основании достижения ими установленных целей и задач, по результатам рассмотрения отчетов о выполнения ими поставленных ключевых показателей эффективности (КПЭ), и в случае выявления отклонений от установленных норм премии существенно снижаются.

Участники круглого стола

Представляя Сторону работодателей РТК, Генеральный директор Союза работодателей, атомной промышленности, энергетики и науки России А.Ю. Хитров высказал взвешенную позицию и предложил разобраться, носит ли проблема правовой или правоприменительный характер. На уровне норм права, по мнению представителя Стороны работодателей, заложены все инструменты, позволяющие соблюсти необходимый баланс, однако хромает правоприменение. Поэтому необходимо правильно применять существующие нормы, в случае же возникновения конкретных проблемных ситуаций рассматривать отдельные кейсы, применяя индивидуальный подход, а не устанавливать какие-то дополнительные законодательные рамки. А.Ю. Хитров предложил более внимательно проводить мониторинг рынка труда, и в рамках ежемесячного рассмотрения результатов этого мониторинга на Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений анализировать выявленные случаи отклонения от установленных норм.

Представитель ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства ФНПР О.В. Соколов заострил внимание участников круглого стола на том, что профсоюзы всегда настаивали на справедливом соотношении заработных плат между рядовыми работниками и руководителями, поэтому именно с подачи ФНПР Государственная Дума три года назад приняла соответствующие поправки в Трудовой кодекс. Однако в правоприменительной практике начало расти и множиться количество исключений. И если в госкомпаниях данный процесс более или менее отлажен, то в частных компаниях эти вопросы не регулируются вовсе, что заставляет задуматься о том, чтобы сделать следующий шаг, предусмотрев право сторон социального партнерства, заключающих Отраслевые соглашения, устанавливать предельные соотношения заработной платы работников среднего звена и руководителей.

Эту позицию частично поддержали и развили представители научного сообщества – Заведующий кафедрой трудового права юридического факультета МГУ, доктор юридических наук, профессор А.М. Куренной и доктор юридических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА К.Д. Крылов.  В частности, К.Д. Крылов отметил, что такие вопросы должны регулироваться несколькими отраслями права и что решение подобных проблем лежит не только в сфере трудового права, но и в плоскости экономики. Он подчеркнул, что не следует преувеличивать значимость репрессивных мер, а нужно регулировать данные вопросы гибко, в том числе предусмотреть обязательства по установлению соответствующих предельных соотношений в отраслевых соглашениях в сфере социального партнерства.

С учетом существенных рисков в случае отнесения данных вопросов к компетенции сторон, заключающих отраслевые соглашения, в диалог был вынужден вступить руководитель Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, который заметил, что при заключении отраслевых соглашений по целому ряду видов экономической деятельности диалог уже выстраивается очень сложно – по ряду вопросов договоренности выстраиваются крайне нелегко. В этой связи внесение в законодательство нормы об обязательном рассмотрении предельных соотношений заработных плат в рамках переговоров по заключению ОТС, по сути, является навязыванием несвойственных функций и будет препятствовать эффективному социальному диалогу.

Обсуждение вопросов госрегулирования оплаты труда руководителей организаций

Представитель Ассоциации в порядке встречной инициативы поддержал предложение сделать механизм регулирования данных вопросов более гибким и отметил, что если уж задействовать инструменты социального партнерства, то следует, напротив, разрешить расширять в отраслевых соглашениях предельные соотношения заработных плат работников и руководителей: не 1 к 8, как это установлено в качестве законодательной базовой нормы, а, к примеру, 1 к 10 или 1 к 12. Такие возможности и права действительно послужат внедрению более гибких, рыночных подходов, что, несомненно, пойдет на пользу развитию социального диалога.

Подытоживая дискуссию, свою точку зрения также высказал Первый заместитель Председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы РФ М.В. Тарасенко, который выразил общую обеспокоенность низким уровнем доходов населения в целом и обратил внимание на то, что дело не только и не столько в том, каков уровень доходов топ-менеджеров, сколько в крайне низких зарплатах работников среднего звена. Поэтому необходимо создавать условия для экономического роста и наращивания доходов миллионов и миллионов трудящихся, включая бюджетников. В заключение М.В. Тарасенко заверил участников круглого стола, что по результатам обсуждения, после анализа всех предложений, будут подготовлены и направлены в заинтересованные органы и организации соответствующие рекомендации.