В Государственной Думе обсудили проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)» с представителями бизнеса и науки

19 февраля 2019 г. в рамках расширенного совместного заседания Секции по вопросам антимонопольного законодательства в части регулирования и контроля за деятельностью отраслей топливно-энергетического комплекса и обеспечения конкуренции в отраслях топливно-энергетического комплекса и Секции по законодательному регулированию деятельности естественных монополий топливно-энергетического комплекса Комитета Государственной Думы по энергетике состоялось обсуждение проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)».

Во вступительном слове Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике, руководитель секций В.С. Селезнев кратко проинформировал о ходе разработки и обсуждения проекта на различных площадках.

Начальник Управления регионального тарифного регулирования ФАС России Ю.В. Юдина рассказала о содержании текущей версии законопроекта. По мнению разработчиков проекта (Минэкономразвития России и ФАС России), правоприменительная практика последних лет показывает, что обеспечить качественное правовое регулирование сферы государственного регулирования цен (тарифов) и регламентировать разнообразные сложные процессы в сфере государственного регулирования цен (тарифов) с помощью фрагментарного правового регулирования, посвященного только отдельным вопросам, практически невозможно.

Правовое регулирование цен (тарифов), по мнению федеральных органов исполнительной власти, характеризуется отсутствием единого понятийного аппарата, разностью подходов регулирования по одному и тому же вопросу, нечеткостью прав и обязанностей участников соответствующих правовых отношений. Законопроект займет в системе законодательства Российской Федерации положение системообразующего закона, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов), на основании норм которого будет осуществляться дальнейшее развитие системы государственного регулирования указанных отношений с учетом отраслевой специфики.

Основные принципы государственного регулирования тарифов, которые предлагается положить в основу закона:

-приоритет государственного регулирования цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат));

-установление цен (тарифов) исходя из их экономической обоснованности;

-соблюдение баланса экономических интересов регулируемых субъектов и интересов потребителей;

-долгосрочность установления цен (тарифов);

-прекращение, в том числе поэтапное, либо минимизация объемов перекрестного субсидирования.

Далее свои замечания по концепции и тексту закона высказали представители энергокомпаний, общественных организаций и научного сообщества.

Заместитель генерального директора по экономике ПАО «Россети» П.В. Гребцов высказал опасение в связи с тем, что проект исключает из необходимой валовой выручки амортизационную составляющую, в результате чего предприятия регулируемых отраслей лишатся источника поддержания и обновления своей производственной базы. При этом предлагаемая законом процедура утверждения инвестиционных программ не полностью учитывает особенности привлечения и обеспечения окупаемости инвестиций в организациях различных видов экономической деятельности, что может привести к потере инвестиционной привлекательности регулируемых организаций.

Также проект не включает в себя такой способ установления тарифов, как регуляторное соглашение регулируемой организации и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в ходе заключения которого стороны могли бы учесть все дополнительные условия, отражающие отраслевую и региональную специфику.

По мнению директора Департамента розничного рынка и сетей Ассоциации «Сообщество потребителей энергии» В. А. Жихарева, проект отдает приоритет такому методу регулирования, как метод сравнения аналогов (эталонов), эффективность работы которого в российских условиях недостаточно опробована.

Руководитель проектов Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ С.В. Сасим отметил, что проект содержит много отсылочных норм, что, в свою очередь, потребует принятия большого количества нормативных правовых актов. По его оценке, необходимо принять 75 нормативных правовых актов для развития этого законопроекта. По мнению эксперта, проект закона в этом случае надо рассматривать в пакете со всеми  проектами постановлений Правительства РФ, подготовленными в его развитие.

Заместитель генерального директора АНО «Институт проблем естественных монополий» А.В. Григорьев указал на ряд внутренних противоречий в законе. Кроме того, по мнению эксперта, проект закона вступает в противоречие с нормами  ряда других законов и международных договоров.

О необходимости привести проект закона в соответствие с действующими нормами трудового законодательства, а также об учете положений отраслевых тарифных соглашений при государственном регулировании цен (тарифов) высказался начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциация «ЭРА России» С.К. Накропин.

Участники заседания

Обязанность работодателя вступать в переговоры и заключать соглашения с уполномоченными представителями работников закреплена Трудовым кодексом Российской Федерации. Отказ от вступления в коллективные переговоры и заключения соглашений влечет за собой административную ответственность в порядке, предусмотренном КоАП Российской Федерации. Государство, участвующее в качестве стороны в соглашениях на федеральном и региональном уровнях, поощряет социальную ответственность бизнеса и предоставляет для этого соответствующие условия – это должно найти свое отражение в законопроекте.

Таким образом, в ходе обсуждения эксперты пришли к общему мнению, что в представленной редакции рассматриваемый проект закона не может быть поддержан.