На заседании Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству озвучены инициативы членских организаций Ассоциации «ЭРА России»

28 февраля 2019 г. состоялось заседание Комитета РСПП по рынку труда и социальному партнерству, на котором представители объединений работодателей и эксперты обсудили актуальные законопроекты и законодательные инициативы в сфере регулирования трудовых отношений.

Ключевым вопросом  заседания стала выработка согласованной позиции Комитета по реализации  Постановления Конституционного суда РФ от 7 декабря 2017 г. № 38-П в связи с инициативой Председателя ФНПР М.В. Шмакова о законодательном установлении ставки 1-го разряда (оклада) на уровне МРОТ.

Участников заседания по этому вопросу проинформировал Исполнительный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса» А.М. Окуньков. По мнению докладчика, взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда районных коэффициентов  и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Позицию Минтруда России озвучила начальник Отдела трудовых отношений Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Д.Н. Конькова. По мнению Министерства, при установлении заработной платы у конкретного работодателя, учитывая сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда, у работодателя отсутствует законодательно закрепленное обязательство определять ее в размере не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Участники заседания

Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный в своем выступлении предложил всесторонне оценить возможные последствия реализации предложенного ФНПР решения. В резолютивной части своего Постановления Конституционный суд РФ отмечает, что «федеральный законодатель правомочен при совершенствовании законодательства в сфере оплаты труда, в том числе на основе выраженных в настоящем Постановлении правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику определения тарифной ставки (оклада) первого разряда не ниже величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом». При этом следует подчеркнуть: «законодатель правомочен», а не «обязан» принимать такое решение, и необходимо «учесть сложившуюся в системе социального партнерства практику». А практика такова, что в настоящее время ставки 1-го разряда, прописанные в отраслевых соглашениях (а в скобках нужно заметить, что в некоторых соглашениях они не указываются), являются исключительно расчетной величиной, и в действительности в коммерческих структурах – участниках соглашений все работники, в том числе начального уровня, получают заработную плату выше МРОТ. Директивное приравнивание ставки к МРОТ приведет к необходимости пропорционально увеличить заработную плату всем работникам, что абсолютно неприемлемо.

Тем не менее, продвижение позиции ФНПР уже сейчас приводит к ситуации, когда соглашения регионального уровня отклоняются регистрирующими органами на основании того, что ставка 1-го разряда в них указана ниже МРОТ. Ассоциация «ЭРА России» фиксирует подобные обращения своих участников, и в связи с этим предлагается сформировать консолидированную, хорошо аргументированную позицию всего работодательского сообщества с тем, чтобы в дальнейшем ее отстаивать на всех площадках, в том числе на площадке РТК, а также, возможно, обсудить на Социальном форуме РСПП.

Предложение А.В. Замосковного не фокусироваться только на полемике с ФНПР поддержала Управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства РСПП М.В. Москвина. Она отметила, что данный вопрос затрагивает и всю бюджетную сферу, т.к. заключение региональных трехсторонних соглашений о минимальной заработной плате тормозится тем, что региональные бюджеты не выдерживают подобной нагрузки.

Выступление А.В. Замосковного

По итогам обсуждения Комитет принял решение подготовить консолидированную позицию по этому вопросу, довести данную позицию до региональных отделений и членских организаций и продолжить консультации социальных партнеров по данному вопросу, в том числе в рамках работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

По вопросу путей реализации Постановления Конституционного суда от 19 декабря 2018 г. № 45-П и по законопроекту, подготовленному Минтрудом России во исполнение этого постановления, выступил Генеральный директор Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России» А.Ю. Хитров. Конституционный суд обязал федерального законодателя внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление правового механизма, обеспечивающего сохранение среднего заработка на период трудоустройства наравне с другими уволенными в связи с ликвидацией организации работниками тем из них, кто приобретет право на предоставление данной гарантии после завершения ликвидации организации-работодателя.

Минтруд РФ предлагает осуществлять выплаты, предусмотренные ч.1 и 2 статьи 178 до завершения ликвидации организации в соответствии с Гражданским Кодексом РФ. При этом Минтруд России меняет порядок выплат и предлагает увольняемому работнику выплачивать выходное пособие в размере двукратного среднего заработка. Выплата не будет зависеть от факта нетрудоустройства, то есть теряется смысл льготы – сохранения заработка на время поиска работы. Увольняемые при ликвидации организации будут находиться в привилегированном положении по сравнению с остальными работниками, увольняемые по другим обстоятельствам.

В ходе обсуждения Минтруду России было предложено применение различных механизмов выплат увольняемым при ликвидации организации: от депонирования целевых средств на счете в Банке до выплаты пособия по безработице службой занятости в повышенном размере, принимая во внимание, что отношения работодателя и бывшего работника прекращены.

По результатам обсуждения принято решение продолжить консультации по данному вопросу.

О ходе работы над законопроектом о внесении изменений в раздел X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации участников проинформировали главный специалист Департамента промышленной безопасности, экологии и научно-исследовательских работ ПАО «Лукойл» С.В. Чегнов  и Директор Департамента условий и охраны труда Минтруда России В.А. Корж. В ходе обсуждения участники пришли к мнению, что большинство разногласий по данному проекту урегулированы и могут быть внесены в проект закона до его рассмотрения в Государственной Думе.

О ходе работы по внесению изменений в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и СанПиН 2.2.4.3359-16 «Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах» Комитет проинформировал член рабочей Группы по гигиеническому нормированию РСПП А.А. Перевозчиков. По результатам обсуждения Комитет предложил продолжить работу с Роспотребнадзором по обсуждению вопроса о внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” на основании Позиции РСПП по вопросу дальнейшего развития нормативно-правовой базы в сфере охраны труда в целях исключения законодательного запрета деятельности и административной ответственности работодателя за нарушение гигиенических нормативов (санитарных правил), которые в рамках СОУТ определены как вредные условия труда соответствующей степени, если работодателем исполняются «компенсаторные» обязательства.

Комитет принял к сведению информацию Исполнительного директора Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Ассоциация промышленников горно-металлургического комплекса» А.М. Окунькова «О гарантиях для работников, получающих пенсию по старости и работников предпенсионного возраста на диспансеризацию» и принял решение инициировать обращение в федеральные органы исполнительной власти по разъяснению законодательства о диспансеризации работников, получающих пенсию по старости и работников предпенсионного возраста.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.