Ключевым вопросом рассмотрения рабочей группы РТК стал вопрос о порядке применения критериев мотивированности отказа работодателей от присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне

5 апреля состоялось заседание рабочей группы РТК по  развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения. Центральным вопросом стал вопрос критериев мотивированности отказа работодателей от присоединения к отраслевым соглашениям, заключенным на федеральном уровне социального партнерства.

В соответствии с абзацем девятым статьи 24 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – Трудовой кодекс) одним из принципов социального партнерства является добровольность принятия сторонами на себя обязательств.

После заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели. Присоединение к соглашению – добровольная процедура. Для принятия решения о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится тридцать календарных дней со дня опубликования соответствующего предложения.

Работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в силу части восьмой статьи 48 Трудового кодекса вправе представить в Минтруд России мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению. При этом работодателю необходимо провести консультацию с выборным органом первичной профсоюзной организации. Протокол таких консультаций должен быть приложен к письменному мотивированному отказу от присоединения к отраслевому соглашению.

По мнению Стороны объединений профсоюзов, при реализации права на отказ от присоединения к соглашению, заключенному на федеральном уровне, сформировалась правоприменительная практика, когда такие отказы содержат надуманные мотивировочные положения или не содержат их вовсе. Вместе с тем в нормах действующего законодательства отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя.

В целях исключения необоснованного отказа со стороны работодателей от присоединения к соглашению Сторона профсоюзов предложила выработать конкретные критерии технологического, экономического и организационного характера, позволяющие работодателю отказаться от присоединения к соответствующему соглашению, и предоставить Минтруду полномочия оценки мотивационной части отказа работодателя на предмет соответствия этим критериям.

Представители объединений работодателей, поддержав в целом тезис о необходимости самого широкого распространения принципов социального партнерства, отметили, что необходимо сохранить принцип добровольности присоединения к отраслевым соглашениям. Отказ от этого принципа нарушает саму основу социального партнерства. Позитивное развитие сторона работодателей видит в выработке преференций, компенсирующих для участников отраслевых соглашений федерального уровня части затрат на реализацию социальных обязательств. Кроме того, были отмечены трудности отнесения того или иного работодателя к той или иной отрасли, связанные с неопределенностью термина «отрасль» в связи с изменениями в области классификации видов экономической деятельности.

Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Минтруда России С.Ю. Горбарец отметил, что оценка достаточности мотивированности отказа работодателя от присоединения к отраслевому соглашению выходит за рамки полномочий министерства.

В результате консультаций решено принять к сведению позиции Сторон по рассматриваемому вопросу и предложить Минтруду России совместно со Сторонами социального партнерства создать рабочую группу по подготовке предложений по регламентации процедуры отказа от присоединения к отраслевым соглашениям.

Участниками группы был одобрен проект  федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенности регулирования труда лиц, работающих у работодателей, являющихся социально-ориентированными некоммерческими организациями».

Законопроектом предлагается распространить на социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) нормы, аналогичные нормам главы 48.1 Трудового кодекса Российской Федерации для микропредприятий (до 15 чел.), в части возможности отказаться полностью или частично от разработки локальных нормативных актов в области  регулирования трудовых отношений, заменив их на заключение трудовых договоров по типовой форме. 

Кроме того, рабочей группой рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части совершенствования гарантий осуществления депутатской деятельности».

Законопроект предлагает установить продолжительность гарантируемого периода, в течение которого за депутатами законодательных органов субъектов РФ и муниципалитетов, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности, сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата, – не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц.

В ходе обсуждения проекта в связи с тем, что в документе не определен источник финансирования расходов работодателя на привлечение дополнительных трудовых ресурсов на время исполнения депутатами своих обязанностей, было принято решение о необходимости доработки проекта.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.

Участники заседания