По инициативе Ассоциации рабочая группа РТК рассмотрела проблематику учета социальных затрат работодателей в соответствии с ОТС в проекте закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

28 мая состоялось заседание рабочей группы в области экономической политики Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основным из трех вопросов, включенных в повестку дня, стало рассмотрение проекта закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»

С основными положениями законопроекта участников заседания познакомил заместитель Руководителя ФАС России С.А. Пузыревский. Он отметил положительный опыт предыдущей работы с представителями сторон социального партнерства по разработке Методических рекомендаций по учету затрат на персонал при установлении тарифов. «Мы были близки к достижению договоренностей, но не вышли на взаимоприемлемое решение. Тем не менее я считаю, что мы не потеряли ту работу, которую здесь, в РТК, провели, поскольку многое из обсуждавшегося ранее нашло свое отражение в представленном законопроекте».

С.А. Пузыревский рассказал об устанавливаемых законопроектом единых для всех регулируемых сфер методах государственного регулирования цен (тарифов):

–        методе сравнительного анализа (эталонных расходов (затрат));

–        методе экономически обоснованных расходов;

–        методе индексации;

–        методе доходности инвестиционного капитала.

При этом заместитель Руководителя ФАС заметил, что метод эталонных расходов закрепляется в качестве приоритетного.

Кроме этого, законопроект закрепляет долгосрочность тарифного регулирования, в соответствии с которым тарифы вводятся в действие на срок не менее 5 лет, с возможностью их корректировки в исключительных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Установление цен (тарифов) методом сравнительного анализа (эталонных расходов) во взаимосвязи с долгосрочностью тарифного регулирования поможет привлечь инвестиции в регулируемые сферы деятельности и позволит потребителям коммунальных ресурсов обеспечить прозрачность формирования цены (тарифа).

Участники заседания рабочей группы РТК

 

В соответствии с логикой ФАС России в законопроект внесены положения, направленные на усиление общественного контроля за процедурой установления регулируемых цен (тарифов), деятельностью регулирующих органов и регулируемых субъектов. По мнению разработчиков, благодаря нормам о обязательном раскрытии информации, а также нормам, закрепляющим права потребителей услуг регулируемых субъектов и регламентирующим деятельность и полномочия советов потребителей услуг регулируемых субъектов, процедура установления цен (тарифов) станет прозрачной и понятной для всех заинтересованных лиц.

Законопроект также определяет общие правила утверждения инвестиционных программ регулируемых субъектов, исполнение которых осуществляется за счет тарифных источников.

 

Касаясь вопросов определения расходов на оплату труда и социальные расходы в структуре расходов регулируемых организаций, С.А. Пузыревский высказал мнение, что в организациях естественных монополий этот вид расходов должен быть ограничен, при этом Правительство должно использовать такие инструменты, как нормирование численности персонала, сравнение численности работающих в организациях с сопоставимыми условиями, а также использовать в качестве предельного такой показатель, как средняя заработная плата по отрасли в соответствующем регионе.

Участники заседания задали многочисленные вопросы, касающиеся включения тех или иных механизмов в закон. Представитель ФАС России рассказал о предполагаемом порядке разработки эталонов в отдельных отраслях, об учете инфляции и других факторов, влияющих на параметры тарифных решений. Также был освещен вопрос о разработке подзаконных актов, сопутствующих закону.

 С основным содокладом от отраслевых объединений работодателей тарифорегулируемых видов экономической деятельности в ходе обсуждения проекта закона выступил Президент Ассоциации «ЭРА России» А.В. Замосковный, представив принципиальную позицию работодательского сообщества о поддержке рассматриваемого проекта в целом, при условии наличия целого ряда сутевых замечаний и возражений. При этом была отмечена необходимость упорядочения процесса принятия тарифных решений, в том числе сокращения кратных разрывов при установлении тарифов на однотипные виды работ (услуг).

Выступление Президента Ассоциации А.В. Замосковного

 

При этом А.В. Замосковный отметил безусловную необходимость учета в законе вопросов сферы социального партнерства, учета договоренностей между работодателями и профсоюзами, которые фиксируются в ОТС и коллективных договорах. По мнению представителя Ассоциации «ЭРА России», некоторые из этих вопросов в законе не отражены вовсе, а ряд норм законопроекта в том виде, в котором его в настоящее время обсуждают, может привести в среднесрочной перспективе к демонтажу системы социального партнерства в тех отраслях, где тарифы подлежат государственному регулированию.

Руководитель Ассоциации призвал очень аккуратно относиться к той системе взаимных уступок и договоренностей, которая зафиксирована в отраслевых соглашениях. Оценка норм законопроекта показала, что в документе в значительной степени игнорируются отраслевые тарифные соглашения и коллективные договоры. Развитие этой ситуации вызовет слом всей системы, что может привести к социальному взрыву как на отдельных предприятиях, так даже и в отраслях. В целях минимизации рисков социальных конфликтов необходимо, по мнению А.В. Замосковного, в тексте закона отразить механизм учета в тарифном регулировании норм отраслевых соглашений как в части определения фонда оплаты труда, так и в части выполнения работодателями своих обязательств по предоставлению наиболее значимых льгот, гарантий и компенсаций.

Руководитель Ассоциации акцентировал внимание на том, что в законе необходимо четко отразить адресность учета средств на выполнение социальных обязательств для тех социально ответственных работодателей, которые реально взяли на себя такие обязательства, подписав отраслевые соглашения и включив эти обязательства в коллективные договоры.

Также необходимо отметить отсутствие порядка утверждения Правительством Российской Федерации нормативов численности работников. А.В. Замосковный подчеркнул, что объединения работодателей разделяют опасения ФАС России о невозможности актуализации нормативов в среднесрочной перспективе, так как нормирование труда – длительный по времени и конфликтный процесс.

В заключение представитель Ассоциации «ЭРА России» выступил с инициативой принять решение рабочей группой – вернуть законопроект на доработку для учета изложенных замечаний.

Выступление поддержали представители других объединений работодателей и профсоюзов, в том числе объединения работодателей железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и сферы жизнеобеспечения. Так, в частности, было предложено включить в проект закона статью об учете норм отраслевых соглашений в тарифном регулировании. Отраслевое объединение работодателей водного транспорта предложило включить в закон норму, по которой в список участников обсуждения тарифных решений в обязательном порядке входят соответствующие объединения работодателей. Замечания и предложения членов и экспертов группы решено направить в Секретариат РТК и ФАС России.

Участники заседания

Завершая работу заседания, сопредседатель рабочей группы от Профсоюзной стороны, Председатель Росхимпрофсоюза А.В. Ситнов отметил, что социальное партнерство, наличие устойчивых взаимных обязательств работодателей и работников в социально-трудовой сфере как в регулируемых, так и нерегулируемых отраслях, напрямую влияет на деловую репутацию предприятий и организаций, и заявил о необходимости учета принципов социального партнерства в процессе государственного регулирования тарифов.

В заседании также принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.