В РСПП состоялись консультации представителей общероссийских объединений работодателей

13 ноября в РСПП под руководством заместителя председателя Стороны общероссийских объединений работодателей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, генерального директора Союз Атома А.Ю. Хитрова состоялись консультации по выработке консолидированной позиции Стороны работодателей в отношении проектов федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении» и «О внесении изменений в статью 138 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника – гражданина и лиц, находящихся на его иждивении».

В современном государстве большинство граждан получает жизненно необходимый доход в виде заработной платы, пенсий и других поступлений, имеющих регулярный характер. Благосостояние этой категории людей непосредственно связано со стабильностью и размером регулярных доходов.

Такой доход во многих случаях является наиболее значимым источником для погашения долгов гражданина, вместе с тем надлежащая защита жизненно необходимых прав гражданина стимулирует его сохранять (не скрывать) и увеличивать свой легальный доход. Чрезмерно жесткий подход к взысканию долгов может приводить к развитию теневого сектора рынка, что имеет существенно более пагубное влияние на экономику, чем потери отдельных кредиторов.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. Обеспечение баланса гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника должно корреспондировать с направленностью политики Российской Федерации как социального государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также защиту конституционных основ правового статуса личности.

Осуществление прав и свобод кредитора не должно нарушать права и свободы должника-гражданина, когда в рамках исполнительного производства возникает необходимость обращения взыскания на его имущество и доходы, с тем чтобы не умалялось достоинство личности и не нарушались социально-экономические права гражданина (статья 7 (часть 1); статья 21 (часть 1) Конституции Российской Федерации; статья 25 Всеобщей декларации прав человека).

Принимая во внимание резонанс, который вызывает противоречивое законодательное регулирование указанного вопроса, высшие судебные инстанции дают разъяснения по поводу применения положений законодательства, касающихся размеров удержания из заработной платы и иных доходов, обеспечения сохранения минимума имущества и доходов, необходимых для существования должника-гражданина и его семьи.

Вместе с тем право должно не только соответствовать направленности экономической политики государства, быть его выражением, но оно также должно быть внутренне согласованным, не допускающим нарушения базовых прав и свобод гражданина в силу внутренних противоречий.

Законодательная регламентация обращения взыскания на имущество и доходы должника должна осуществляться на стабильной правовой основе сбалансированного регулирования защиты прав кредиторов, при одновременном ясном установлении пределов возможного взыскания, не затрагивающих основное содержание прав должника-гражданина.

На устранение имеющихся в законодательстве противоречий и реализацию правовой позиции высших судебных инстанций по вопросам пределов взыскания направлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера периодических доходов, необходимых для существования должника-гражданина и членов его семьи».

Законопроектом предлагается включить в федеральные законы от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» положения, прямо указывающие на недопустимость обращения взыскания на ежемесячные доходы, необходимые для существования должника-гражданина. Данные нормы корреспондируют с проектируемыми изменениями в Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который дополняется указанием на то, что прожиточный минимум предназначается в том числе для определения минимального размера таких доходов при обращении на них взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В результате обсуждения принято решение одобрить в основном проекты законов.

В совещании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.